Понедельник, 06.05.2024, 09:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Дорофеевой Любови Ивановны

Добро пожаловать!
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Фраза
Блок
Добавить закладки
Моя кнопка
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Картинки для комме
Четвернина О.Г.

Главная » 2014 » Июль » 6 » Нравственное воспитание С сайта Четверниной О.Г.
09:10
Нравственное воспитание С сайта Четверниной О.Г.

За 40 лет работы в школе я очень ясно вижу, как из нашей жизни уходят многие нравственные понятия: бескорыстие, милосердие, чувство собственного достоинства, уважение старших, чувство ответственности. Всё чаще мы проходим мимо грубости, жестокости, насилия… Я работаю в селе, где каждый человек на виду: многие семьи почти не занимаются воспитанием детей, пьянство в некоторых семьях становится нормой поведения, дети оказываются в социально опасной среде. В селе очагом культуры является только школа, которая удалена от культурных центров города. Состав родителей разный: служащие, рабочие, безработные. В общении с детьми я вижу, что для некоторых не существует понятия «совесть», для других – понятия «добро». Анализ отношения подростков к жизненным ценностям, проведенный по результатам диагностики уровня воспитанности в школе, показал необходимость воспитания таких ценностей: любовь к Родине, родителям, семье, уважение к старшим, доброе отношение к людям, бережное отношение к братьям нашим меньшим. По моим наблюдениям, большинство родителей заботится в первую очередь о сугубо материальных проблемах, которые отодвинули на задний план проблемы нравственные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, нравственность утратили свою приоритетность. Мы знаем, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. .Всё это, перечисленное выше, натолкнуло меня на мысль: заняться духовно – нравственным воспитанием не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Передо мной, учителем литературы, проблема нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь я имею очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Общаясь ежедневно с книгой, имею богатейший материал для воспитания юных сердец. Сегодня проблема духовно – нравственного воспитания становится ведущей. Никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – главная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы. Добру, благородству, дружбе мы учимся на сказках Г.Х. Андерсена. Его сказки пробуждают у детей потребность к рассуждению, размышлению над вечными понятиями. Благодатным материалом для разговора о дружбе, чести, долге, достоинстве, верности служит повесть А.С.Пушкина « Капитанская дочка». Рассказ Б. Васильева «Великолепная шестерка» помогает выявить нравственную актуальность темы милосердие в современном мире, рассмотреть различное отношение героев рассказа к проблеме милосердия, мнения учащихся, авторскую позицию, способствует формированию нравственных качеств личности учащихся, понятия ответственности человека за жизнь «братьев наших меньших». Способность эмоционально откликаться на прочитанное, чутко относиться к поэтическому слову можно увидеть на уроке по теме «Стихи о войне» (Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве») . Разговор на этом уроке шёл о любви к Родине, чувстве уважения и благодарности к её защитникам. Для нашего кризисного времени характерна сокровенная мечта о доме, как месте, где можно укрыться от жизненных бурь, где рядом самые близкие, где тебя всегда поймут и помогут. Каждому из сегодняшних старшеклассников предстоит в скором времени заботиться о собственном доме, создавая его или принимая в наследство (не только в юридическом смысле). Но чтобы Дом, даже если это скромная городская квартира, был не четырьмя стенами, а прибежищем души, необходимо понять его сакральную роль, устройство, образ жизни в русской культурной тради-ции, литературе. Тем более, что в последнее время смысл заметно расширился. Выражения «Наш общий дом», «Русский дом», «Мировой дом» стали привычными штампами. Каким же видел и созидал народ свой Дом? Каким воплотился он в творчестве русских писателей, которые осознали литературу как «орган, выражающий всё, что страна думает, что знает и что хочет и должна знать». Обо всём этом мы говорили с учащимися 10 – 11 классов во время работы над проектом « Образ дома в русской литературе». Эпиграфом к проекту взяли слова Ф. Абрамова: «Главный – то дом человек в душе у себя строит, и тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет». Есть в русской литературе мотивы и образы, за которыми стоят не просто конкретные понятия, но предельно расширенные, обрастающие множеством смыслов. Одним из них в литературе 19 и 20 века является мотив Дома. Дом не только как жилище, местообитание, но как быт и стиль жизни, надёжный привычный, устоявшийся уклад и порядок, традиции, вкусы, культура семьи.. Проблему одинокой старости, проблему материнской любви, проблему взаимоотношений между детьми и родителями, проблему милосердия решали на уроке – размышлении по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма». Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Разговор состоится, если между учителем и учениками доверительные отношения. Тогда дети чувствуют себя уютно и комфортно, с удовольствием идут на урок. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Категория: Люди и время | Просмотров: 441 | Добавил: mamaberezka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Флаг
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
Погода
Посещение
Мини-чат
Информер
Поиск
Проверка
Веб круг

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz