Ход урока
«Из...всей ...челяди самым замечательным
лицом был дворник Герасим.»»Славный он был мужик» И.С.Тургенев
«Муму»
I.Орг.момент(2
мин.)
II.
Словарная работа(2 мин.)
Нравственность -
внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические
нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Стадия вызова.
Вступительное слово учителя(3
мин.)
-Что ты хочешь? Ответь,-
жизнь
спросила меня.
Или что-то иметь, или что-то понять.
Нет,
я злато менять,
Не желаю на медь
Мне важнее понять, а не что-то
Иметь
Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли.
Научи беспристрастью,
От бесстрастья уволь
И людское участье ощутить мне позволь
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня,
Не принять струйки дыма за сиянье огня.
Мне б у самых счастливых мудрость их перенять
Вот судьба что пошли мне -уменье понять.
Лишь такому богатству нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться до любой глубины.
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту
и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о
главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить,
обратите внимание на толкование слов. Термины и понятия:
·
·
Портрет- художественное изображение,
образ литературного героя.
·
Пейзаж- описание природы в
литературном произведении.
·
Интерьер- (от франц. interieur -
внутренний),изображение внутренней части помещения.
·
·
Нравственность- внутренние,
духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила
поведения, определяемые этими качествами.
Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова,
хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это
наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что
составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек
обладает человеческими достоинствами.
Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.
Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему
превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же
такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о
нем, как о достойном человеке.
Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним,
консультанты те же: 1 группа , 2
группа, 3 группа , 4 группа
Ш.Осмысление
Проверка домашнего задания(10 мин.)
1 группа
Прием «Толстые и тонкие»
вопросы.
Кто?
Учащиеся составляют вопросы, по
Как?
прочитанному тексту. Затем отвечают
Когда?
на них.
С чего?
Почему?
Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?
- Как вы
думаете, кто убил «Муму»?
2 группа
Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)
«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми
колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова,
окруженная многочисленной
дворней.
«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала
как верного и сильного сторожа»
«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу
убьет- говорит Татьяна.»
3 группа
Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве
)
4 группа
Прием – кластер
Каким
вы себе представляете главного героя?
Нарисуйте
словесный портрет Герасима.
IV.Физкультминутка для глаз(2мин.)
V.Чтение эпиграфа. (10
мин.)
Беседа по вопросам:
- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему
герою? Что слышится в этих словах?
Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление
о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди
них? Какого героя он напоминает вам?
(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими
качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой.
Что автор говорит о его отношении к делу?
(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы
он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом
в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)
- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с
богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)
Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий,
недоумевающий.
- В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в
том, что его судьбой распоряжаются другие)
- Тяжело было Герасиму в городе?
Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей
жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...
За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)
- Как это стало известно барыне?
- Как отреагировала барыня?
- Что решила причудливая старуха?
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну?
Почему?
Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше...»
И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги,
понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)
ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно
сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа
была одержана Герасимом.
- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет?
Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.
- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?
Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.
Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»(2 мин.)
Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в
друге.. .Если бы...
- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?
Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» (2мин)
Барыня велела прогнать собаку со двора
Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»
-Какое решение принимает
Герасим?
Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и
достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не
причинили ей зла
VI. Беседа по иллюстрации
-Кто оказался победителем
в этом нравственном поединке?
-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.
Чтение заключительного эпизода
Учитель: Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет
прочтение, но не гнетущее, почему?
VII.Рефлексия(5 мин.)
-Мне больше всего
удалось….
-Я могу себя похвалить
за….
-Я могу похвалить одноклассников за...
VIII. Домашнее задание(2 мин.)
1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся
эпизодов рассказа.
2
|