Четверг, 02.05.2024, 11:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Дорофеевой Любови Ивановны

Добро пожаловать!
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Фраза
Блок
Добавить закладки
Моя кнопка
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
[ Кто нас сегодня посетил ]
Картинки для комме
Четвернина О.Г.

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

план к уроку
06.01.2014, 20:00

Ход урока

«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим.»»Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»

I.Орг.момент(2 мин.)

II. Словарная работа(2 мин.)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.


Стадия вызова.

Вступительное слово учителя(3 мин.)

-Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Иметь

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

Научи беспристрастью,

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне -уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины.

 Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов.  Термины и понятия:

·     

·        Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.

·        Пейзаж- описание природы в литературном произведении.

·        Интерьер- (от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения.

·       

·        Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.

Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.

Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.

Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же:  1 группа , 2 группа,  3 группа , 4 группа

Ш.Осмысление

Проверка домашнего задания(10 мин.)

1 группа

 Прием «Толстые и тонкие» вопросы.

Кто?                               Учащиеся составляют вопросы, по                                                                                  

Как?                               прочитанному тексту. Затем отвечают

Когда?                            на них.

С чего?

Почему?

Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?

            - Как вы думаете, кто убил «Муму»?

 

 

2 группа

Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)

«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.

«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»

«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»

3 группа

Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве )

4 группа

 Прием – кластер

Каким вы себе представляете главного героя?

Нарисуйте словесный портрет Герасима.

IV.Физкультминутка для глаз(2мин.)

V.Чтение эпиграфа. (10 мин.)

Беседа по вопросам:

- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?

(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса

- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)

- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)

Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

- В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)

- Тяжело было Герасиму в городе?

Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...

За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)

- Как это стало известно барыне?

- Как отреагировала барыня?

- Что решила причудливая старуха?

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше...»

И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)

ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.

- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.

Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»(2 мин.)

Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...

- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?

Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» (2мин)

Барыня велела прогнать собаку со двора

Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»

 -Какое решение принимает Герасим?

Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

VI. Беседа по иллюстрации

 -Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?

-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.

Чтение заключительного эпизода

Учитель: Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?

VII.Рефлексия(5 мин.)

-Мне больше всего удалось….

-Я могу себя похвалить за….

-Я могу похвалить одноклассников за...

VIII. Домашнее задание(2 мин.)

1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся эпизодов рассказа.

2

Категория: Мои файлы | Добавил: mamaberezka
Просмотров: 334 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Флаг
Форма входа
Погода
Посещение
Мини-чат
Информер
Поиск
Проверка
Веб круг

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz